В чем суть методики адаптационного ухода

Золотая Мама

Здравствуйте, Гость!

 

Межсезонье - время для раздумий, пауз и передышек за чашкой горячего чая в кругу приятных людей. Мы очень хотим, чтобы наша школа комфортного материнства стала для Вас зоной, где Вы сможете уютно и с пользой провести свое межсезонье. Поэтому, мы наполняем наш сайт новыми статьями, которые смогут поспособствовать этому.

Сегодня это статья о целях, которым служит методика адаптационного ухода за новорожденным ребенком. Что она дает малышу, маме и ее отдаленные результаты.
 

В чем суть методики адаптационного ухода за новорожденным ребенком?

Формируем высокий уровень базового доверия к миру.

 

С переизбытком информации появилось много методик по воспитанию детей. Есть кардинально новые:  естественное родительство, осознанное родительство, альфа-родительство. Остались педиатрические рекомендации, по которым растили детей наши бабушки и мамы. Есть синтез педиатрического подхода и современных веяний.

Все это многообразие рождает родительский невроз, где сложно выбрать, что подойдет именно тебе, а очень хочется все сделать правильно. Но нет критериев этого «правильно», поэтому родители мечутся от одной точки зрения к другой, изучая их методом проб и ошибок. Тем более, что в каждой теории есть много правды, обоснований и логичных объяснений.
 

Баланс между потребностями ребенка и потребности мамы.

В теории нашей школы нет «правильного» воспитания. Есть набор простых материнских действий, которые отвечают физиологии и психологии новорожденного ребенка. Но эти действия корректируются и подбираются индивидуально под каждого конкретного ребенка, маму и семью. Очень важно найти баланс между потребностями и возможностями родившей женщины, и врожденными ожидания ребенка в ласке, заботе и необходимых материнских действиях.

Методика адаптационного ухода  за новорожденным была создана Ж. В. Цареградской уже более 20 лет назад.  В своей работе мы используем ее адаптированную в результате многолетней практической работы версию, учитывая не только потребности ребенка в безопасности и близости  с мамой, но и потребности мамы оставаться в ресурсном состоянии.

Мы работаем с родившей женщиной на принятие ее материнской роли, повышение своей ценности, понимание границ в диаде мать-дитя и обучаем жить полноценной жизнью с социальной активностью вместе с маленьким ребенком.

А теперь, давайте разбираться, что же такое адаптационный уход. К чему, как, а главное, зачем нам адаптировать ребенка и маму? Начнем с ребенка.
 

Как новорожденный ребенок адаптируется к миру?

В матке, где ребенок провел свои первые 9 месяцев жизни (а для новорожденного это вся его жизнь) были созданы идеальные условия для его роста и развития. В психологии есть мнение, что именно внутриутробное состояние единства с матерью (которая для него выполняет на этом этапе роль Бога), счастья и беззаботности,  человек ищет потом всю оставшуюся жизнь.

После родов на ребенка обрушиваются ранее неизвестные ему ощущения нашего мира: яркий свет, перепад температуры, безграничное, распадающееся тело, чувствительность кожи, органы, которые не работали внутриутробно (легкие, кишечник, сфинктеры), запахи, звуки.

Ранее все это не входило в его привычную картину мира и большинство ощущений ему не знакомы, а какие-то  даже воспринимаются как  болезненные.  Это стресс, а на стресс идет выработка группы гормонов: адреналин, норадреналин, кортизон и кортизол.

Взрослый человек при стрессе делает действия, чтобы вернуться обратно в комфортное состояние. У него есть сложившиеся процессы торможения. Ребенок зависим и не может еще владеть своим телом, поэтому он подает криком сигнал матери: «Мне страшно и плохо, сделай что-нибудь!»

Ожидается, что мама - взрослая, сильная женщина, выполняющая роль Бога, точно знает, как вернуть ребенку комфорт.  Чем чаще мать соответствует этим ожиданиям, тем быстрее и лучше ребенок адаптируется к новым ощущениям внеутробной реальности, воспринимая мир как безопасное пространство. То есть, именно мама делает действия, которые приводят к торможению выработки гормонов стресса и стимулируют выработку гормонов счастья, эндорфинов.
 

Базовое доверие миру.

А теперь стоит сказать о таком понятии в психологии, как базовое доверие миру или привычная зона удовлетворённости жизнью. Есть люди, которые выросли в картине мира, что жизнь жестока, полна страданий и ограничений и нужно всегда быть начеку. Есть те, у кого мир - это возможности, где нет проблем, а есть задачи и в принципе, это неплохое место, чтобы прожить свою жизнь.

Так вот базовое доверие и привычная зона удовлетворенности жизнью формируется очень рано – до 1 года.  Позже это только корректируется, но только частично. Человек, усвоивший определенную картину мира в детстве, вновь и вновь воссоздает ее уже во взрослом возрасте, так как она является для него привычной и знакомой. Он провоцирует людей на реакции и создает события, в которых хорошо ориентируется, к которым привык.

Будет ли ваш ребенок подсознательно стремиться к комфортной жизни с окружающей действительностью или он будет создавать опасные ситуации, следуя за своей тревожностью,  зависит от того, в каком мире он прошел свою адаптацию – где было много стресса или много удовольствия. Какой уровень базовой надежности мира и привычной удовлетворенности жизнью у него сложился. Именно поэтому первый год так важен. Каждый день, каждое действие оставит след в психике ребенка. Это первые впечатления о мире и, как все первое,  является значимым и самым сильным.
 

Гормоны стресса или гормоны счастья?

Итак, на одной чаше весов у ребенка гормоны стресса, которые вырабатываются от новой реальности и возникших потребностей. На другой – гормоны счастья, которые он получает благодаря действиям мамы.

Если стресса больше,  формируется представление о мире, как о месте страданий, одиночества (мать не пришла на помощь) и выученной беспомощности (я кричу, кричу, а лучше не становится).

Если преобладают гормоны счастья, которые мама создает своим поведением, возвращая ребенка из дискомфорта в комфорт, малыш воспринимает мир как место, где есть на кого опереться, где страдание лишь ступень в комфорт и помощь приходит всегда.

Особенно хорошо результаты адаптации видны в подростковом возрасте, когда начинают созревать половые гормоны, появляется сексуальная неудовлетворённость, которую подросток не осознает и не может реализовать. Его удовлетворенность жизнью падает из-за сексуального голода. Ребенок с высоким уровнем привычной удовлетворенностью жизнью начинает хандрить, у него портится настроение и он идет к людям за помощью, пытаясь повысить качество жизни до привычного уровня. Подросток с низким уровнем удовлетворенности и базовой надежности мира очень тяжело проходит этот период. У него происходит катастрофа, он остро переживает привычное одиночество и беспомощность.

Можно сказать, что наши родительские вложения сил, времени и эмоционального контакта в первый год жизни – это долгосрочные инвестиции в отношения с ребенком, которого мы, неизбежно, хотим видеть здоровым и счастливым.
 

Важность системного подхода адаптационного ухода за новорожденным.

Эталоном комфорта у новорожденного ребенка, как говорилось выше, служит внутриутробное единство с мамой.  Наша реальность для него является стрессом. Поэтому, чем больше ощущений он будет встречать из «эталонного» состояния, тем лучше он адаптируется к реальности, составив благоприятное впечатление о мире.

Методика адаптационного ухода за новорожденным направлена на создание условий, где ребенок получает ощущения, вызывающие у него внутриутробное состояние счастья, защищенности, контакта и удовольствия. Именно это состояние стимулирует его дальнейший полноценный рост и развитие.

Тепло мамы, холдинг, гнездование, пеленание, грудное вскармливание, купание, массаж и многое-многое другое – мелочи, из которых складывается материнское поведение, отвечающее ожиданиям и потребностям ребенка. Но в этих мелочах нет ничего лишнего. Исключить что-то одно - пойдет компенсация за счет другого.

Например, можно кормить грудью, но при этом неправильно носить малыша, в результате чего мама будет уставать, раздражаться,  у нее будет болеть спина, и она постарается лишний раз не брать ребенка на руки, подсознательно отвергая его потребность в физическом контакте. Или, например,  будет кормить, носить на руках, но при этом увлекаться закаливанием, делая прохладной воду во время купания. Для ребенка это стресс, который он выразит  чуть позже беспричинным криком, избавляясь от накопившегося адреналина. Мать будет раздражаться от своей беспомощности его успокоить и дистанцируется, прерывая эмоциональный контакт.

То есть, материнство – это комплекс знаний и навыков, где нет лишних и ненужных элементов, если мы хотим создать у ребенка благоприятное впечатление о мире.
 

Адаптация женщины к роли матери.

Теперь об адаптации мамы к новой роли. Когда женщина ходит беременной, она ожидает, что родится ребенок и она останется прежней. И это самое большое разочарование после родов, которое часто является причиной послеродовых депрессий.

Есть выражение «С первым ребенком рождается мать, а со вторым уже ребенок». Что это значит? Что при появлении первенца у женщины включаются усвоенные в детстве бессознательные программы материнства. А именно – как ухаживали и растили ее. В ней начинает проявляться ее мать. То есть в ее привычную личность, привычное «Я» встраиваются (а иногда и замещают) новые чувства, реакции, автоматические действия. В зависимости от отношений, которые сложились у нее с собственной матерью, такие изменения могут проходить мягче или создавать сильный внутренний конфликт с отрицанием материнской роли.

Но это не все. Чтобы чувствовать ребенка без слов, у женщины включается эмпатия к малышу, она воспринимает его состояния как свои и становится болезненно уязвима, беспомощна и зависима. В этот момент начинают вскрываться ее детские травмы,  которые могут проецироваться на мужа, маму, свекровь или другого значимого человека рядом.

Кроме того, привычный стиль жизни, где все четко, ясно и понятно, рушится. Предсказать когда ребенок будет спать, когда есть, а когда писать невозможно, если  до этого у нее  не было маленьких детей, и нет понимания ритмов жизни с новорожденным. Ожидания привычного режима  очень быстро показывают свою тщетность. Женщина не успевает выполнять свои обязанности по дому уделять время себе и мужу. От этого накапливается чувство вины и несостоятельности. Растет раздражение, которое выливается в конфликты с окружением.

Найти опору во всех этих состояниях, свое собственное материнство и приобрести уверенность в своих действиях можно с помощью знаний о каждом возрастном периоде и потребностях ребенка, а так же имея набор необходимых навыков, которые помогут заново выстроить жизнь с учетом нового члена семьи.

Методика адаптационного ухода за новорожденным ребенком направлена на минимизацию материнских действий, чтобы поддерживать ее ресурсное состояние в период адаптации к новой роли.  Инструкторы нашей школы смогли наладить собственное комфортное материнство, они понимают суть каждого действия и готовы передать этот опыт вам.  

Мы желаем Вам счастливого и комфортного материнства!

Статья, которую Вы прочли, размещена на нашем сайте в разделе "Библиотека/Статьи". Заходите на наш сайт, чтобы почитать еще!

У нас также добавились новые отзывы, которые никого не оставят равнодушными))) 

Ждем Вас!